
Так почему же мы осуждаем? Давно замечено, что грех приятен. Во всяком случае, так нам вначале кажется. Было бы легко противостоять греху, если бы он не соблазнял нас. Некоторым людям осуждать ближних своих тоже приятно. У них даже настроение улучшается. Даже новые силы откуда-то появляются. Люди верующие считают, что эту энергию дает нам враг рода человеческого.
Так что же делать верующему христианину, когда в сердце поселяется жгучая потребность осудить кого-нибудь? Помолиться. Молитва – лучшая защита от впадения в грех. “Господи, даруй ми зрети прегрешения мои и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”. Так обычно люди воцерковленные отгоняют от себя великий соблазн осуждения.
Ибо сказано было Иисусом:
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Евангелие от Матфея, 7:1-3).
Эти слова были сказаны для того, чтобы мы не забывали, что Господь, принимая души наши после окончания нашей земной жизни, будет судить нас с той же строгостью, с какой мы судили ближних наших.
Грех сугубый, то есть удвоенный, возникает тогда, когда мы начинаем оправдывать себя в нашем желании рассказать о человеке что-нибудь плохое. Самый частый довод в оправдание осуждения обычно такой: «А я разве не правду сказал? Разве мое замечание несправедливо?» В том-то и дело, что несправедливо. Ибо, кто давал тебе право оценивать других людей? И почему ты считаешь, что ты знаешь правду, а другие ее не знают? А ты не задумывался, что можешь ошибаться? Или твоя, так называемая, правда другому человеку и даром не нужна?
В осуждении есть много гордыни. Осуждая, человек как бы говорит: «А я не такой, как он. Я лучше! Посмотрите люди, какой он плохой! Давайте будем его презирать и смеяться над ним!»
Да и стоит ли, вообще, останавливаться на недостатках других? Ведь в обычной нашей жизни в людях проявляются не какие-то страшные пороки, а простые бытовые слабости. Слаб человек... Причем, слаб любой человек. Так что самое лучшее в такой ситуации принять его таким, каков он есть. Осуждение еще никого не исправило. Оно только либо злит того, кого осудили, либо причиняет ему боль и страдание. В осуждении нет добра, но плодит оно зло. И уж совсем в тяжкий грех мы впадаем, когда подчеркиваем физические недостатки других, или по нескольку раз вспоминаем один и тот же проступок человека. Это означает, что мы начинаем питаться чужим страданием, а потому нам и хочется его постоянно воспроизводить в ближних наших. Очень страшно это...
Истинно верующему человеку грех неприятен. Он не совершает его не потому, что боится гнева Господнего, а потому, что ему самому грех отвратителен. Люди с обостренной совестью, осудив кого-то невольно, могут даже заболеть.
Человек же с подлым характером, осуждает не задумываясь. Здесь слово «подлый» не является ругательством. Так на Руси обозначали людей со слабо развитой потребностью в духовной росте. Им просто не повезло. И их нельзя осуждать, а вот пожалеть можно. Ибо помирать им будет трудно.
Христианину надобно быть требовательным к себе, но терпимым к другим. Человек же подлый, наоборот, к себе терпим, а от других требует совершенства во всем.
Ну а что же нам делать, если, например, чужие недостатки и слабости мешают нам в нашем быту? Сделать замечание можно, но очень вежливо, чтобы ненароком не обидеть. И лучше не прямо в глаза. Не случайно говорят, что простота хуже воровства. Не нужно оценивать человека. Нужно говорить о его действиях, а не о его личности. А самое лучшее не указывать на недостатки, а немедленно подмечать достоинства и добрые дела. Любой из нас хочет повторять то, за что его хвалят.
Ну а если рядом с тобой тот, кто творит бесчинства и не хочет ни о чем слышать? Во-первых, таких людей очень мало. Во-вторых, после многих попыток воздействовать на него и поняв, что мы тут бессильны, лучше отойти от такого человека и не иметь с ним больше никаких дел.
Вы скажите, а что делать, когда невозможно отойти, когда этот человек член твоей семьи? Тогда только любовь и смирение могут быть нашим оружием. Господь укрепляет того, кто способен любить. Силой любви, как говорили апостолы, можно и горы передвигать.
Стоит также помнить о том, что человек, который часто говорит о других гадости, со временем попадает в ситуации изоляции. От него все отворачиваются. Кому же хочется общаться с тем, кто несет зло на своем языке? Ведь когда мы присутствуем при осуждении и вынуждены всему этому внимать, мы сами косвенно впадаем в грех. Да и просто большинству духовно здоровых людей, как мы уже говорили, неприятно слушать грязные речи.
Многим из нас не хватает умения прощать. Вот так и ходим с желанием найти повод отомстить. А человек с молотком везде видит одни только гвозди... Не хотим простить, значит, сами себя загоняем в кошмар вечного недовольства и населяем мир раздражением и злобой.
В прощении нет самоунижения. В прощении есть очищение.
Слушать проповедь