Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией) Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Beruf). В противоположность православно-католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагает, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству. Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»
Ниже приведен текст литургии с комментариями:
ВОСКРЕСНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Литургия – тайна народа Божия. Сам Иисус Христос, будучи Первосвященником, собирает Своих искупленных, чтобы они могли возблагодарить Господа и поклоняться Ему в Духи и истине. Поэтому, собравшиеся на богослужение, должны приготовиться к предстоящей встрече с Богом. Следует прийти заранее до начала службы и молитвенно настроить себя к принятию Божиих откровений и Таинства Евхаристии.
ЛИТУРГИЯ СЛОВА
VENI SANCTE SPIRITUS
Перед началом богослужения прихожане благоговеянно воспевают гимн.
С кафедры читается или поется псалом дня, определяющий настроение молитвенного размышления над Словом Божиим. В конце читающий объявляет:
Аминь. Это было Слово Божие!(+)
ПРИХОД (отвечает чтецу): Да придут ко мне милости Твои, и Господи! Спасение Твое по Слову Твоему!(+)
Звучит божественная музыка, сопровождающая вход священников, которые символизируют вход Христа и Его Апостолов.
ИНВОКАЦИЯ:
Священник поворачивается к приходу и обращается: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (+). Этот возглас означает, что все, что бы ни делал христианин, должно делаться во имя и во славу Божию!Все осеняют себя крестным знамением(+)
ПРИХОД (поёт): Всегда и вовеки. Аминь (+)
Священник объявляет тему дня и приветствует собрание.
ИНТРОИТ
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу; поёт): Ищите прежде Царства Божия, И правды Его, Всё остальное приложится вам. Аллилуйя, Аллилуйя!
ПРИХОД (поёт): Царство Божье не пища и питьё, А праведность и мир. Радость и сила в Духе Святом. Аллилуйя, Аллилуйя!
Постом вместо Аллилуия поётся: Истинно Слово Его!
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу; поет): Мое сердце к тебе простираю, Я взываю душа к тебе! Я тебя от вечности знаю, Вижу Я - ты идешь ко Мне.
ПРИХОД (поёт): Очи Его на землю - Он зрит, Он ищет Того, Кто будет вполне предан, И не свернет с пути Его!
СВЯЩЕННИК: читает интроит дня вначале лицом к Алтарю и затем к приходу.
Интроит состоит обычно из текстов псалмов, еще более концентрирующих внимание собравшихся на теме дня. Также интроитный возглас есть форма пророчествования, как Писание говорит: «Говорит ли кто, говори как Слово Божие». Произнося Слово Божие, священник пророчествует, то есть говорит от лица Бога.
GLORIA PATRI
СВЯЩЕННИК: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духа (+).
ПРИХОД (в конце вместе со священником поёт): Аминь (+).
ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ
СВЯЩЕННИК (объявляет приходу): Так говорит Священное Писание: «Ничто нечистое не увидит Царства Божьего…» и «Нет праведного, ни одного, ибо все согрешили и лишены славы Божие!» и также «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам все грехи и очистит нас от всякой неправды».
Посему в сознании собственного недостоинства, уповая на безграничную милость Божию и на заступничество Агнца, исповедуем перед Господом, наши согрешения и от всего сердца вместе помолимся!
Дается некоторое время, чтобы в молчании каждый размышлял над своими грехами и готовил свое сердце к молитве.
Все молятся вместе со священником, глубоко и искренне исповедуя свою вину перед Господом, осознавая, что соделанные грехи явились причиной страданий и смерти Сына Божия:
Исповедуюсь перед Богом всемогущим, и перед вами, братья и сёстры, что я много грешил(а) мыслью, словом, делом и неисполнением долга. (Кающийся начинает троекратно ударять себя кулаком в грудь, произнося слова): моя вина, моя вина, моя великая вина! Помилуй меня Господи по великой милости Твоей ради заслуг возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего, Иисуса Христа! (+)
СВЯЩЕННИК (вздымая руки к Небесам): Помилуй нас, Господи!
ПРИХОД: Ибо мы согрешили Тебе!
СВЯЩЕННИК: Яви нам, Господи, милость Твою!
ПРИХОД: И даруй нам спасение Твоё!+
KYRIE ELEYSON (ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ):
Общее пение: Господи , Боже, Иисус Спаситель, помилуй нас! Господи , Боже, Иисус Спаситель, ниспошли нам мир Свой! Domine Deus, Filius Patris, Miserere nobis! Domine Deus, Filius Patris, dona nobis pacem! (+)
ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ:
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу): Если таково было ваше искренне исповедание, желание прощения грехов и упование на Господа Бога и на заступничество Агнца, то я, как призванный и посвященный служитель Церкви Божией, объявляю вам, что в Иисусе Христе Бог примирил Себя с вами и прощает вам все ваши грехи, которые вы исповедали перед Ним ныне и от которых желаете отвратиться, и не вменяет их вам более. Идите и впредь не грешите! Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа (+).
Священник произносит прощение не от себя лично и не потому, что он обладает лично особой властью, но власть его, потому что общине (2-3-м собранным во имя Христа) согласно Писания дана власть прощать и отпускать грехи.
Подобно одному из 10-ти исцеленных прокаженных, который вернулся, чтобы благодарить Господа за чудесное исцеление, собравшиеся осеняют себя крестным знамением (+) и поют благодарственный гимн, после чего садятся.
ПРИХОД (поёт): Мы благодарим Господа! Ибо он благ!Мы благодарим Господа! Аллилуия!
Постом вместо Аллилуия поётся Аминь.
GLORIA IN EXELSIS
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу проговаривает или поёт): Слава в вышних Богу!
ПРИХОД (проговаривает или поёт):И на земле мир, И в людях благоволение!
И вновь верующие благодарят Бога, повторяя слова Ангелов и евангельских пастухов, обретших Чудного Младенца, Который пришел, чтобы принести избавление им и всему миру.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ
Иисус сказал «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».Дети есть важная часть прихода и его будущее. Повинуясь заповеди Спасителя приход выделяет место в начале литургии для благословения детей.
Дети, присутствующие на богослужении, подходят к Алтарю. Пастор благословляет их словами: «Да благословит тебя Господь и освятит, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (+)иди с миром».После чего дети уходят на занятие в воскресной школе. Священник(и) садится на свое место. Дети вернутся на богослужение к началу Евхаристии.
И вновь звучит благоговеянный благодарственный гимн Богу.
LAUDAMUS
Laudamus означает «Восхваление». Народ Божий благодарит Господа за Его неизреченные милости, совершенный подвиг спасения во имя человека и откровение тайны о Себе самом, которую он открыл людям.
Все поют соответствующий гимн.
КОЛЛЕКТА
Коллектная (обобщающая) молитва призвана еще раз собрать внимание собравшихся на теме дня и откровении Слова, которое сегодня Господь желает открыть Своей пастве. Священник в данной части литургии символизирует собой Христа, говорящего к людям, к которым Он послан.
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу,проговаривает или поет): Господь да пребудет с вами!
ПРИХОД проговаривает или поет): И с духом твоим.
СВЯЩЕННИК: Помолимся.
СВЯЩЕННИК(поет лицом к Алтарю вместе со всем приходом): Благослови душа Господа! Величье Его! Благослови душа Господа! Святое имя Его!
Священник читает коллектную молитву дня лицом к Алтарю.
В конце все поют или проговаривают: Аминь. Аминь!
СЛОВО БОЖИЕ
Это кульминационная часть первой части Литургии Слова. Вера происходит от слышания Слова и теперь Сам Логос будет говорить с верующими, созидая в них веру и претворяясь верой в Рему, личное слово и откровение для каждого. Поэтому после призыва священника все благоговеянно встают, приветствуя Бога Слово.
СВЯЩЕННИК (поёт лицом к приходу): Время бежит, скоро кончится день, Звёздная вечность как свиток свернётся, Ты сегодня Богу поверь, Слово услышь, Что с небес к тебе льется.
ПРИХОД (встает и поёт):Слово вечное пошли, В испытаниях и бедах помоги,В тишине к Тебе взываю: Боже, помоги, Слово вечное пошли.
Чтение из Ветхого Завета и Апостола.
СВЯЩЕННИК (в конце прочитанного отрывка): Аминь, это было Слово Божие!
ПРИХОД (поет или проговаривает): Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя! Постом поётся: Аминь.
СВЯЩЕННИК: Выслушай христианская церковь Святое Евангелие (+)! (по праздникам совершается каждение).Как Христос покинул Небо Небес и пришел к страждущим и обремененным в своих грехах, так и священник символически берет Священное Писание с Алтаря, и выходит из-за алтарного пространства к собравшимся. Встав посреди церкви, он объявляет евангельское место и торжественно читает.
Все осеняют себя крестным знамением, символизируя свою веру тому, что говорит Христос (+).
СВЯЩЕННИК (в конце прочитанного отрывка): Это было Святое Евангелие! (+)
ПРИХОД (Поет млм проговаривает): Слава Тебе Христос!(+)
CREDO(СИМВОЛ ВЕРЫ)
Евангелическо-Лютеранская церковь признает три основных вселенский символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Публичное совместное исповедание и провозглашение веры очень важно для утверждения в последней, для свидетельства небесам, людям и аду преисподнему, и для духовного роста верующего.
СВЯЩЕННИК: Вместе от глубины сердца исповедуем перед Господом нашу святую христианскую веру Апостольским символом веры (или Никейским или Афанасьевским):
Апостольский символ веры: Веруем в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли. И во Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы , пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад , воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, Всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых, Веруем в Духа Святого, во Святую Вселенскую Церковь, в общение Святых, отпущение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную. Аминь.(+)
Никейский символ веры: Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечевшегося; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, и Царствию Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.(+)
Афанасьевский символ веры: Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь кафолическую христианскую веру.
Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно обречен на вечную погибель. Кафолическая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве, не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества. Ибо одна Ипостась Божества — Отец, другая — Сын, третья же — Дух Святой. Но Божество — Отец, Сын и Святой Дух — едино, слава одинакова, величие вечно. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой. Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых, но один Несотворенный и один Непостижимый. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой Дух всемогущ. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой Дух есть Господь. И все же существуют не три Господа, но один Господь. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и кафолическая вера запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа. Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен, но порожден. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан, не сотворен, не рожден, но исходит. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим, равно как никто не больше и не меньше других, но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою. И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве и Триединству в Единстве. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать о Троице. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать в воплощение нашего Господа Иисуса Христа. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком, от естества матери Своей рожденным в должное время. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною Душою и человеческим Телом. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей человеческой сущности. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является не двумя, но единым Христом. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась в Бога. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но по причине единства Ипостаси. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же Бог и Человек есть один Христос, Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес из мертвых в третий день; Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же зло идут в вечный огонь. Это — кафолическая вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения.Аминь. (+)
ПРИХОД (поет после символа веры): Аминь. Аминь. Аминь.
ПЕНИЕ ГИМНА
(гимн подбирается соответственно теме дня и проповеди)
Подобно как Ангелы, Серафимы и Херувимы на небесах непрерывно славят Бога, Церковь на земле, будучи преддверием Рая и Небес является «воспевающей Господа». «Святой Израилев живет среди славословия Своего народа», - утверждает Писание в 17 Псалме. «Госпожа музыка»,- писал доктор Мартин Лютер,- «Приготовляет сердце верующего к восприятию Слова Божия».
ПРОПОВЕДЬ
Проповедь произносится как комментарий и поучение на прочитанные ранее библейские тексты. В конце проповеди, после того, как священник произносит заключительное «Аминь», все встают. Священник благословляет присутствующих:
СВЯЩЕННИК: Мир Божий, превосходящий всякое разумение, да утвердит и сохранит сердца ваши и разум в истине Его и в Нем Самом! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!(+)
ПРИХОД (молится со священником): Утверди стопы мои, Господи, в слове Твоём, и не дай овладеть мною никакому беззаконию!(+)
ОФЕРТОРИЙ
СВЯЩЕННИК (молится лицом к Алтарю о закреплении услышанного слова в душах, чтобы оное принесло пользу и укрепило в спасительной вере): Сердце чистое сотвори в нас, Боже, и дух правый обнови внутри. Не отвергни нас от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними. Возврати нам радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди нас.+
ПРИХОД И СВЯЩЕННИК (вместе поют): Аминь!
Священник поворачивается к приходу и приглашает всех сесть. Звучит тихая музыка для сердечного размышления над услышанным Словом и поучением к нему. Также возможно исполнение какого-либо музыкального произведения на соответствующую тему.
ЦЕРКОВНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
ПЕНИЕ ГИМНА И ДАЯНИЕ
(во время пения - сбор пожертвований и десятин)
СВЯЩЕННИК (вознося собранные пожертвования и десятины над Алтарем): Господи, Боже небесный, благодарим Тебя за то, что Ты отдал Своего Единородного Сына за нас, явив нам безграничные любовь и щедрость Твоего сердца. Благодарим Тебя, что через действия Святого Духа Ты созидаешь и в нас жертвенные и верные сердца, чтобы мы были совершенными в Сыне Твоем Иисусе. Благослови (+ благословляет собранное) пожертвования и десятины, которые приход сегодня собрал и всех , кто участвовал в этом служении и помоги нам употребить собранное к славе Твоей.
ПРИХОД (поёт): Аминь.
ОБЩАЯ ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА:
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу, поёт или проговаривает): Господь да пребудет с вами!
ПРИХОД (поёт или проговаривает): И с духом твоим!
СВЯЩЕННИК (поёт или проговаривает): Помолимся! (по праздникам совершается каждение и зажигаются индивидуальные свечи)
СВЯЩЕННИК (поёт или проговаривает): Ты, Господи, благ и милосерд к призывающим Тебя!
ПРИХОД (поёт или проговаривает): Бог нам прибежище и сила, скорый помощник наш!
СВЯЩЕННИК: Всемогущий, милосердный Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, хвалим и прославляем Тебя от всего сердца, за все Твои благословения и милости, которые Ты непрерывно посылаешь нам, особенно за сию благодать, что, даровав и сохранив нам свет спасительного Евангелия Твоего, ещё и ныне укрепляешь нас его силой.
Благодарим Тебя также (читается благодарение, соответствующее теме дня) Сохраняй нас, Боже, и впредь в этом мире от зла по Слову Твоему, дабы нам быть послушными чадами Твоими, во всём исполняя Твою благую, угодную и совершенную волю! (+)
ПРИХОД (поет): Отче наш небесный! Да святится имя Твое! Господь, Твое царство и Твоя воля Да будет на земле, как и на небе! (3 раза). или подобающий гимн Оцу Небесному.
СВЯЩЕННИК: Помолимся (+) о Церкви Христовой, о всех Её блюстителях , пастырях и пасомых. О епископах, пробстах, о всех священниках, служащих и прихожанах, о нашей общине, и о общинах, в которых Ты позволяешь нести нам служение (перечисляются населённые пункты капельных общин и групп) и о всех лютеранских и тринитарных христианских церквях в стране нашей. Благослови Господи и утверди в служении Епископа Владимира Кюнтцеля, Президента Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания России Владимира Пудова, всех ее предстоятелей. Дай нам всем Господи твёрдо стоять в Истине Твоей, уповая лишь на Тебя и Твою безграничную любовь в Иисусе Христе. Удали от нас всякое лжеучение и лукавство! Соделай нас самих благословением друг для друга и для Святой Твоей Церкви.
Даруй нам, Господи, (произносится конкретная церковная нужда и прошение)! Услышь нас!
ПРИХОД (поет или проговаривает): Услышь нас, милостивый Боже!
СВЯЩЕННИК: Помолимся (+)о великой России (а также о стране…,если богослужение совместно с представителями других национальных групп) о мире и процветании её(их), о всех правителях и начальствующих в ней(них), дабы они способствовали распространению Евангелия и добрых обычаев, чтобы нам проводить жизнь тихую и безмятежную. Молим Тебя Господи о городе (название города), в котором мы живем. Сохрани его от всякого мятежа, злодейства, бесчинства и бедствия, а нас соделай благословением для страны(стран) нашей (наших)и города сего и для всех живущих в них! Услыши нас, Господи!
ПРИХОД (поет): Услышь нас, милостивый Боже!
СВЯЩЕННИК: Помолимся (+) о родных и ближних наших и дальних, и наипаче же просим Тебя Господи, о ниспослании дара веры тем из них, кто ещё не ведает о любви Твоей, за которых мы тихо молимся (каждый тихо молится про себя о своих родных и близких, еще не знающих Бога, произнося их имена). Откройся им милостивый Господи, как Ты открылся и нам! И вместе с верой подай им и всё, в чем они имеют нужду!
Помолимся (+) о болящих, недужных, находящихся в различных скорбях, чающих помощи от Господа. Молим Тебя, Боже, о………………… (произносятся имена в дательном падеже, записанные заранее в молитвенный список).
Помолимся (+) о………………. . (молитва за конкретные нужды прихожан на сегодняшний день).
СВЯЩЕННИК: Господи, не оставь нас, помоги нам!
ПРИХОД (поет): Помоги нам, милостивый Боже!
СВЯЩЕННИК: Напоследок же, Господи, Спаситель наш, да сократятся и скоро окончатся дни, в которые мы и вместе с нами все почившие в Тебе, ожидаем свободы славы чад Божиих и избавления тела нашего , и в будущем Твоем пришествии соедини перед лицом Твоим всех, от сотворения мира Тебе угодивших. Да не постигнет нас злополучная кончина без покаяния и да войдём мы со всеми верными и избранными , ликуя, славя и благословляя Тебя, в блаженное небесное царство Твое, в котором Ты с Отцом и Духом Святым, Единый Господь и Бог, живёшь и владычествуешь, высокохвален во веки (+).
ПРИХОД (поет): Господи, Иисусе Христе! Господи Боже, Господи Боже! Веди нас от смерти к жизни! Аминь!
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу): Те из вас, кто имеет нужду в физическом исцелении, могут прибегнуть сейчас к Слову Божиему, которое гласит:«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви , и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, -и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь…» Иакова 5гл.Имеющие таковую нужду и веру в обетование Божие, могут прийти к Алтарю для елеопомазания.
Нуждающиеся в исцелении выходят к Алтарю и преклоняются перед ним. Священник или священники крестообразно помазывают лоб каждого болящего елеем, произнося:
Я(мы) помазываю(ем) тебя елеем по Слову Божьему. Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего исцелит тебя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Иди с миром(+).
Помазываемый произносит: Аминь (+).
Во время елеопомазания звучит тихая музыка.
ПЕНИЕ ГИМНА
(гимн подбирается соответственно теме дня и проповеди)
Не участвующим в Евхаристии предлагается в этом месте покинуть службу. Начинается Литургия верных. Дети возвращаются со своих занятий в воскресной школе для участия в Евхаристии.
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН
Начинается часть службы, повторяющая события происходившие на Тайной Вечери, на которой Христос утвердил Таинство Причастия, во время которого верные Ему должны были приобщаться Его животворящим Телу и Крови. Перед тем как дать ученикам Хлеб и Вино, ставшие для них Телом и Кровью, Иисус вознес их перед Богом и возблагодарил. Евхаристия в переводе так и называется - благодарение.
ПРЕФАЦИЯ
СВЯЩЕННИК (поет лицом к приходу): Господь да пребудет с вами!
ПРИХОД (поет): И с духом твоим!
СВЯЩЕННИК (поет лицом к приходу): Вознесите сердца ваши!
ПРИХОД (поет): Вознесем их Господу!
СВЯЩЕННИК (поет лицом к приходу): Возблагодарим Господа Бога нашего!
Священник в этом месте знаком предлагает всем подняться и совершить Евхаристию.
ПРИХОД (поет, отвечая священнику): Это достойно и праведно!
В этих действиях глубокое теологическое основание библейской и евангелическо-лютеранской богослужебной практики. Благодаря Бога, мы принимаем от Него дары спасения и вечной жизни. Это Он служит нам, раздавая Себя под видом Хлеба и Вина, а не мы «служим Ему», принося, не могущие спасти нас, жертвы.
СВЯЩЕННИК (поет, повернувшись лицом к Алтарю): Во истину достойно и праведно и спасительно есть во всякое время и во всяком месте благодарить Тебя, Господи, Святый, Всемогущий Отче, вечный Боже, через Иисуса Христа, Господа нашего, ради которого Ты милуешь нас, прощаешь нам грехи и обещаешь вечное блаженство. Посему со всеми ангелами и небесными силами поем славе Твоей хвалебную песнь!
SANCTUS:
ПРИХОД (поет): Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны Небеса и земля Славы Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!
В это время священник, ассистирующий ему священник, диакон или литург готовят Хлеб и Вино, необходимые для Таинства.
МОЛИТВА ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ:
СВЯЩЕННИК (лицом к Алтарю над Хлебом и Вином): К Тебе взываем, милосердный Отче небесный, благослови (благословляет Чашу и Хлеб +) святую трапезу для всех, кто сподобится ныне вкусить от хлеба сего и испить из чаши сей, и тем по обетованию Твоему приемлют Тело и Кровь Единородного Сына Твоего, Спасителя нашего Иисуса Христа.
ПРИХОД (поет): «Hoc est Corpus Meum», -Так сказал Сам Господь! Будем твердо верить - Это кровь и плоть!(+) (3 раза)
СЛОВА УСТАНОВЛЕНИЯ:
СВЯЩЕННИК: Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, которую Он предан был, взял хлеб, и возблагодарив, преломил его (происходит преломление), преподал его Своим учениками сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое (+ звучит колокол; каждение по праздникам; служащие у Алтаря преклоняют колени) за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание».
Так же после вечери взял Он чашу и, возблагодарив, подал ее им и сказал: «Примите и пейте из нее все, сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови (+ звучит колокол; каждение по праздникам; служащие у Алтаря преклоняют колени), которая за вас и за многих изливается во оставление грехов, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».
ОТЧЕ НАШ
СВЯЩЕННИК: Именем Иисуса Христа помолимся!
СВЯЩЕННИК И ПРИХОД: (каждение по праздникам) Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
ПРИХОД (поет): Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки веков. (+) Аминь.
СВЯЩЕННИК (держа в руках чашу и облатку(кусочек причастного хлеба) , повернувшись лицом к приходу): Вот Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира!
ПРИХОД И СВЯЩЕННИК(И): Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.
СВЯЩЕННИК: Он есть наш мир! Как Бог простил нам в Иисусе Христе все наши грехи, примирил нас с Собой и дал нам Свой мир, так и вы от всего сердца простите каждый друг друга и пожелайте друг другу мира (+).
Пожелание мира.Звучит соответствующая музыка.
AGNUS DEI (АГНЕЦ БОЖИЙ)
Все воспевают древний христианский гимн распятому и воскресшему ради нашего спасения.
СВЯЩЕННИК И ПРИХОД (поют): Христос, Агнец Божий, принявший грехи мира, помилуй нас! Христос, Агнец Божий, принявший грехи мира, помилуй нас! Христос, Агнец Божий, принявший грехи мира, ниспошли нам мир Твой (+)!
ПРЕПОДАНИЕ:
СВЯЩЕННИК: К святому Причастию приглашаются все, кто крещен водой во имя Триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа, и свято верует, в соответствии с учением Библии и Евангелическо-Лютеранской Церкви, что вместе с хлебом и вином сего причастия мы будем принимать истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Кто не был крещен и не исповедал так свою веру, да не причащается, ибо будет есть и пить себе в осуждение, не размышляя о Теле Господнем.
Придите верные, ибо всё готово!
СВЯЩЕННИК (причащает прихожан и произносит):
Стих(и) из Библии, соответствующий моменту и несущий поучение о Таинстве Евхаристии и о Тайне Церкви.
А также: Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, да укрепит и сохранит вас в истинной вере для жизни вечной! Во имя Отца, и Сына и Святого Духа (+). Идите с миром! (причащающийся осеняет себя крестным знамением (+)
Вначале причащаются дети, «ибо таковых есть Царствие Небесное». Вернувшись на свое место причастившийся совершает индивидуальную молитву (про себя),благодаря Господа за преподанное ему Таинство Тела и Крови Господа Иисуса Христа.
Во время причастия звучит тихая соответствующая музыка.
POSTCOMMUNIO
NUNC DIMITTIS
СВЯЩЕННИК(лицом к Алтарю):Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему, с миром! Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов; Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Священник знаком приглашает всех подняться, чтобы завершить службу.
GLORIA PATRI
СВЯЩЕННИК (повернувшись к приходу): Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу (+)!
ПРИХОД (поет): Всегда и во веки веков.(+)Аминь.
СВЯЩЕННИК (лицом к приходу, поёт или проговаривает): Славьте Господа, ибо Он благ! Аллилуия!
ПРИХОД (поёт или проговаривает): Ибо во веки милость Его! Аллилуия!
Во время поста:СВЯЩЕННИК (лицом к приходу, поёт или проговаривает): Да будет имя Господне прославлено и благословенно!ПРИХОД (поёт или проговаривает): Отныне и до века!
СВЯЩЕННИК (поёт лицом к приходу ): Мое сердце к тебе простираю, Я взываю душа к тебе! Я тебя от вечности знаю, Вижу Я ты идёшь ко Мне!
ПРИХОД (поёт): Очи Его на землю - Он зрит, Он ищет Того, Кто будет вполне предан, И не свернет с пути Его!
МОЛИТВА БЛАГОДАРЕНИЯ
СВЯЩЕННИК: Помолимся! (поворачивается к Алтарю)
Благодарим Тебя, Всемогущий Боже, что укрепил нас Твоим Словом и святым Таинством, и молим Тебя: да послужат они к утверждению веры в Тебя и к сердечной взаимной любви всех нас через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего(+).
ПРИХОД: Аминь (+).
ПЕНИЕ ЗАВЕРШАЮЩЕГО ГИМНА
(по традиции совершается стоя)
БЛАГОСЛОВЕНИЕ:
СВЯЩЕННИК: Преклоните сердца ваши и примите Божье благословение!
Да благословит Тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир! Во имя Отца и Сына и Святого Духа(+)!
ПРИХОД (поет): Аминь! Аминь! Аминь (+)!
Священник(и) гасит(ят) свечи, выходит(ят) из Алтаря. Кланяется(ются) в его сторону , затем прихода и покидает(ют) помещение под соответственное музыкальное сопровождение.
В дверях священник обращается к приходу:
Возлюбленные Богом братья и сёстры. Богослужение совершилось! Сегодня Бог вновь, как и обещал, был с нами в Своем Слове и Таинстве, чтобы спасительная вера в нас укреплялась. Идите с миром!
Заключительные объявления.