Справка

ЛЮТЕРАНЕ, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Протестантизм - религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции.
МИССИЯ И ЦЕЛИ ПРИХОДА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

Визит в Калугу

В канун предстоящего визита Архиепископа Т. Йозефа Барона в г.Калугу, мы публикуем его статью о впечатлениях от прошлого приезда в наш город. Это материал любезно предоставлен викарием Михаилом, подготовлен специально для сайта нашей общины.

Ниже мы приводим текст и эксклюзивную фотографию:


 
г- ТАЛСЫ - Курляндия - Латвия - 60 гг- 20 века. Здесь Ян Матулис нес пасторское служение с 1947г. по 1969г.

ОСВЯЩЕНИЕ
ХРАМА СВ. ГЕОРГИЯ В КАЛУГЕ

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; 
если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
Пс. 126:1

1. 26 декабря – это второй день Западного Рождества. Так было и в 2009 году. Казалось бы, у нас в православной, точнее говоря, в постсоветской стране, западные праздники по Грегорианскому календарю не так уж и распространены. С 1 января народу ведь предстоит немало выходных дней, застолий с семьей и друзьями, а для одной части населения до 7 января – соблюдение рождественского поста. И вот на таком фоне 26 декабря, когда верующие западной традиции вспоминают и первого священномученика диакона Стефана, в г. Калуге состоялось одно особое событие – освящение только что построенного лютеранского храма.
Кто-то спросит нас: но почему же лютеранского, а не православного? Ведь проезжая по улицам исторической части города, на первый взгляд, замечаешь довольно много православных храмов, при этом построенных не одно столетие тому назад. Храмы каким-то образом остались почти не тронутыми даже в годы советского безбожия; среди них и огромный, недавно снова расписанный Троицкий собор, построенный еще в конце XVIII и в начале XIX века.

Мне, впервые увидевшему Калугу, хочется признаться: город на берегу Оки и сегодня, несмотря на современные стихийные новостройки, радует глаз куполами и колокольнями своих храмов. Но для этого города типичным остается и то, что исторические постройки сегодня довольно часто находятся в тесном окружении современных домов, жилых кварталов и больших построек деловых, т. н. «бизнес центров». И действительно, в этом, казалось бы, провинциальном городе, почти на каждом шагу видны большие рекламные щиты. И до Калуги со стороны Москвы и других мегаполисов доходит дух современной глобализации…

2. Тем не менее, история сохраняет многовековую память о городе. Так, в одной из энциклопедий мы читаем:
…впервые Калуга (в качестве укрепленного замка) упоминается в 1371г. Она с XV века входит в состав Московского великого княжества, но и до этого служит форпостом, защитой от чужеземцев в подступах к Москве. Земли вокруг Козельска, – что еще более к западу, где у реки Жиздра находится монастырь Оптина пустынь, также и вокруг Калуги, – тогда еще назывались «украйной» или «окрестностями Московскими»… Позже, в 1607г. город на Оке становится даже очагом крестьянского восстания, руководимого Иваном Болотниковым. С 1796 он был центром всей губернии… Многим известно и то, что Калуга тесно связана с именем ученого и теоретика космических полетов К. Циолковского, постоянно жившего здесь с 1892 по 1935гг. А что же можно сказать о лютеранах в Калуге?
Лютеранская община – это видно по источникам – официально здесь существовала в период с 1823 по 1931гг. «На Богоявленской, почти на углу Черновского проулка находится лютеранская церковь. Это маленькое здание, построенное в 1863г. на том месте, где был первоначально детский приют. Лютеранская церковная община невелика; в ней всего около 100 человек. В целом по Губернии насчитывалось 843 человека исповедавших лютеранство». – Так в своей книге отмечает Д. И. Малинин. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992 (переиздание 1912г. С. 135).
Хотелось бы уточнить: статистика иногда бывает и довольно парадоксальным явлением. На днях при написании этой статьи и я сам заглянул в одно издание, выпущенное в свет на Западе в 70-е годы ХХ века. Там речь идет не только о Калуге и ее губернии, но о едином церковном округе Тула-Калуга лютеранской Церкви Российской Империи. В округе, согласно данным 1905г., – как указано в книге, – было «875 воцерковленные, среди них 584 немца, 277 латыша, 30 эстонцев, 9 финнов и 11 иных». Последними пасторами до перемен (после революции 1917г.) там числятся Мартин Целминь, род. в 1863г. и ординированный в 1896г. Он служил в округе с 1897 по 1908гг. По фамилии, как я понимаю, он был латышом. По-латышски его имя и фамилия пишется: Mārtiņš Celmiņš.
Последним из пасторов этого церковного округа Тула-Калуга, тогда входящего в состав Московской Консистории, числится Карл Беттгер (Boettger). Он родился в Германии, точнее, в Саксонии в 1878г. Был рукоположенный в 1907г. и служил в Туле и Калуге с 1909 по 1918гг. Далее в книге череда пасторов обрывается. – Schnurr J. Die Kirchen und das religioese Leben der Russlanddeutschen. 2. Aufl. Stuttgart, 1978. S. 188.
Ныне само здание бывшей кирхи (ул. Вилонова, 9) в Калуге частично перестроено и используется в качестве жилого помещения. Поэтому и было решено построить новый храм, а не ждать возврата здания от государства…

3. Первый день Западного Рождества 2009г. еще полон зимнего холода, но на следующий день, 26 декабря, в Калуге уже оттепель… Невольно в мыслях представляю, спрашиваю себя: как же верующие лютеране отмечали Рождество в этом старинном русском городе еще 200 лет тому назад, включая немцев, латышей, русских и многих других? Ведь в те времена зимы были довольно жестокими…
И снова нахожусь в нашей современности. В Калуге моросит легкий дождик. Прихожане, несмотря на гололед, все-таки, направляются к тому месту, где, кажется, ничего особенного и не видится: целой улицей перед ними стоят гаражи тех же местных калужан – частных авто владельцев. Рядом из под снега постоянно, даже зимой, растет сорняк… А неподалеку от тех же гаражей находится какая-то местная, предварительная тюрьма-распределитель что ли. Из далека даже видны заборы с колючей проволокой … Где-то стоят наблюдательные башни и солдаты, лают овчарки… Местность, на первый взгляд, скорее, напоминает суровые времена, чем близость какого-то храма. И хочется признаться: такое «местечко» как бы напоминает относительно недавнюю изоляцию религии от советского общества. Ведь религия еще 20-30 лет тому назад у нас считалась вредом, «опиумом для народа». На религию тогда смотрели, как на сорняк, похожий на тот, который и сегодня растет вокруг этих гаражей калужан…

4. Но, направляясь по скользкой, довольно крутой дорожке дальше от основной улицы, вдруг, … видишь башенку только что построенной кирхи. С наружи строение напоминает некий большой гараж, а не храм. И все-таки … храм, а не гараж! В действительности, я и сам скоро убедился: храм стоит на том же месте, где еще в старые советские времена стоял небольшой гараж уже в вечность ушедшего Юрия Мартышенко.
Дмитрий – сын Юрия Мартышенко – встретил меня на вокзале 25 декабря утром. Признаюсь: в сочельник, как и первый день Рождества, я раньше никогда не выезжал. Но на этот раз пришлось: из Петербурга в Москву и далее в Калугу.
Дмитрий сразу повез меня в кирху, показал только что при помощи прихожан им же на свои средства построенный храм. В помещениях еще пахло свежей краской. В то же время было тепло и светло. Несмотря на усталость, светло было и на душе молодого, энергичного пастора. Предпраздничное настроение было и у прихожан. Первый день моего пребывания в Калуге прошел довольно быстро. Наступило утро – 26 декабря. Дмитрий Юрьевич с некоторыми прихожанами и рабочими всю прошлую ночь не спал. Он готовил храм к долгожданному событию...

5. 11 часов – первая Литургия в новом храме. Мы облачаемся. Разносится звук маленького колокола. Медленным, торжественным шагом направляемся в главное помещение, а потом к алтарю. Я обращаю внимание на фотопортрет Юрия Федоровича за алтарем. Там же внизу вижу букет красных роз, поставленный сыном в знак светлой памяти отца. Но торжество только начинается. Звучат первые слова хорала:

«Песня Ангелов слышна, к нам с небес летит она,
Пусть услышит вся земля о рождении Царя!
Gloria in excelsis Deo! Gloria in excelsis Deo!»

Далее слышны слова интроита к Мессе:

«Ищите прежде Царства Божия,
И правды Его,
Все остальное приложится вам»…

Хоральные мелодии, молитвы и слова Священного Писания постепенно наполняют своды нового храма. Звучат и латинские слова. Это важно: и лютеране принадлежат древней и общей традиции Западной Церкви. Главным литургом выступаю я, одетый в альбе и казуле, с митрой и посохом. Выступает прелат Церкви Аугсбургского исповедания в России Константин Андреев. Слова из Писаний читает Викарий о. Игорь Князев. К Литургии присоединяется и Дмитрий – настоятель возрожденной местной лютеранской общины. Но вижу, в Калугу прибыли и гости: верующие из Москвы и ее области, Павлова Посада и города Дубна. Среди них – Борис Константинович и Наталья Ивановна Кузины.
Оказывается, 26 декабря – не только лютеранское, но и экуменическое, общехристианское событие. Знак внимания и содружества своим присутствием лютеранской общине выражает приор Францисканского ордена, ксендз местного костела в Калуге, отец Дарий. Он любезно до открытия кирхи, предоставлял для проповедей помещения своего костела лютеранам. В знак экуменического диалога о. Дарий вручает Дмитрию Юрьевичу в подарок книгу папы Бенедикта XVI, изданную на русском языке, посвященную уникальной Личности Иисуса Христа. Кто-то для храма дарит красиво вышитый образ Девы Марии. Следуют и другие поздравления, пожелания настоятелю и пастве…

6. Тем временем Литургия продолжается. Особым действом в моей памяти остается само освящение храма не просто Словом Божиим, как это сегодня принято у лютеран на Западе.
В Калуге сначала приходится освящать воду и ладан. Я сам окропляю алтарь и помещение, обходя его кругом с одного конца в другой, произнося формулу Св. Троицы. Понимаю, что порядок Литургии уже серьезно продуман прелатом Константином. Разумеется, он сам в свое время досконально изучал реальное значение воды и ладана для Литургии.
Уже у древних христиан, у каждого их храма было место, где они перед собранием себя омывали в прямом смысле этого слова, так как перед Литургией желали стать чистыми для Господа (ср. Пс. 50:4 и 9). Знаю и то, что ладан или фимиам еще в Ветхом Завете означал поднимающуюся молитву верующих на небо (Пс. 140:2; ср. Откр. 8:4). И Лютер во времена Реформации сам часто говорил: оставьте в Церкви все, что не противоречит Евангелию! Лишь в эпоху просвещения и рационализма Литургия на Западе у лютеран была «упрощена»: все происходило только вокруг Слова как такового. При этом и само Слово Божие часто понималось как нечто «рациональное»… Литургия была сведена до «минимума», включая и облачения… К середине XIX века стала исчезать и латынь, как один из символов единства Западной Церкви… Сегодня с братьями по сану и я чувствую потребность в определенном возрождении старых христианских традиций.

Многое в тот день совершалось в новом храме, включая Евхаристию и возложение рук на больных. Согласно древней традиции, необходимо еще было при помощи камня вбить гвоздь в деревянную часть алтаря.
Фотокамера запечатлела основные моменты этого прекрасного, торжественного, но и серьезного дня. У всех было приподнятое, духовное настроение. Даже у тех, которые были немного уставшими, так как в Калугу ранним утром ехали из Павлова Посада, Дубны и самой Москвы, преодолевая 200, а то и 300 км. Наконец, после службы мы все смогли пообщаться в менее официальной обстановке – за чашкой чая. Все было приготовлено Раисой Степановной – матерью Дмитрия.

7. Эти дни освящения храма в Калуге были связаны и с прошлым. Ведь все, что у нас происходит, всегда остается в каком-то отношении с другими событиями. Да и прошлое в Церкви, и в моей жизни, остается неотделимым от настоящего, также и от будущего… Должен признаться: никогда не думал увидеть Калугу и как родной город своего учителя – архиепископа Латвии Яна Матулиса.

Ян Матулис родился 21 февраля 1911г. именно г. Калуге. Его отец, Петерис (Петр) Матулис (1878 г. р.) там жил с его матерью Йете (1885 г. р.), работал бухгалтером в местном управлении Калужской губернии. По всей вероятности, он был активным членом сообщества местных латышей; тех лютеран, которые в начале ХХ века в церковном округе Тула-Калуга, как мы видели, вместе составляли цифру 277.
После Первой мировой войны семья Матулиса возвратилась в Латвию. Их сын – Ян Матулис – в 1931г. закончил Рижский педагогический институт. В 30-е годы в Латвийском Университете он изучал естественные науки, физику и математику, а с 1936 по 1943гг. – теологию. Параллельно своей учебе работал учителем физкультуры, а также преподавателем математики и иностранных языков в общеобразовательной школе. В Прибалтике была свобода совести, тогда как в советской России шла компания против религии…
После Второй мировой о. Матулис долгие годы, с 1947, служил пастором в г. Талсы; это было в Курляндии, на Западе Латвии. Параллельно он окормлял еще два-три прихода. Конечно, что касается отношений между верующими и государством, это уже было другой Латвией. Но по рассказам очевидцев, пастор Матулис и при советской власти был добрым и всегда отзывчивым к людям. Более того, он всегда умел ладить и с секретарями райкома; даже с местными цыганами! Он сплачивал приход г. Талсы в единую духовную семью. Властям не удалось закрыть кирху, в то время, как и в Латвии, особенно при Хрущеве, многие храмы просто закрывались...
И еще один штрих из прошлого.
В те времена любой церковный служитель в обществе не так уж и уважался. Очевидцы рассказывают: о. Матулис, кроме воскресений, довольно часто находился и в распоряжении председателя местного колхоза; косил сено, убирал урожай... Наряду с другими колхозниками, грузил вагоны с удобрениями… Оказывается, многое в хозяйстве он делал и дома, так как он с женой и двумя детьми жил не у себя. Приход для семьи своего пастора арендовал квартиру, построенную на мансарде, состоявшую из одной большой комнаты, маленького рабочего кабинета и кухни без окна. Сам дом, расположенный в г. Талсы на улице Труда 8 (Darba ielā 8), принадлежал одной латышской госпоже. Этой женщине как собственнице была необходима мужская рабочая сила. И пастору часто надо было трудиться и в огороде своей хозяйки… Запрягать лошадей, идти за плугом, колоть дрова и т. п. Поэтому коса, лопата и вилы ему были еще более привычны, чем позже архиерейский посох…

Пастор Матулис был выбран в архиепископы в 1969 году и переехал в Ригу. Несмотря на сложные отношения советских властей с верующим, ему удалось руководить ЕЛ Церковью Латвии целые 16 лет. Но даже сегодня верующие старшего поколения г. Талсы охотно вспоминает высоко образованного, отзывчивого, всем доступного пастора. Таким он остался и на своей высокой кафедре. – Rehtermane E. Mazas atmiņu ainiņas // Sējējs un pļauja. Arhibīskapa Dr. Jāņa Matuļa piemiņai. Rīga, 1999. 51-53. lpp.
Ваш покорный слуга, будучи студентом, имел редкую возможность познакомиться с Архиепископом еще в конце 70-х в г. Риге. Знакомство скоро переросло в глубокую, духовную дружбу, даже в духовное отцовство владыки Матулиса ко мне. Наверно, этому способствовало и то обстоятельство, что я скоро стал преподавателем латыни и немецкого языка одному из членов семьи Архиепископа.
С 1984г. некоторое время работал переводчиком и при Курии Рижской Католической Митрополии. Надо было письменно перевести многие латинские и немецкие тексты на латышский язык. Иногда, правда издалека, в Курии видел и кардинала Юлиана Вайводса – тогдашнего главу католиков еще в советской Латвии. Когда я приходил вечером на занятия, на улицу Лачплеша 4 – 4, где жил и работал Архиепископ, его первый вопрос ко мне, на смешанном немецком и латышском, звучал примерно так: “Herr Magister, kas jauns Kūrijā?” – «Господин магистр, что нового в Курии?» Я обычно Архиепископу отвечал: «ничего нового, ничего не знаю… я лишь переводчик и все»…
Оказывается, о. Матулис был вхож и в католическую Курию, так как время от времени ему необходимо было участвовать на всяких экуменических встречах. Бывал и на конференциях, как тогда говорилось, «в пользу дела мира во всем мире»… Все эти встречи проходили в довольно узком кругу, под зорким наблюдением уполномоченного «по делам Религии» при СМ СССР, за которым стоял и КГБ… Но властям в те времена надобно было показать Западу то, что верующие в Союзе никаких проблем как бы и не имеют… Часто конференции, вместе с православными, католиками и лютеранами из Прибалтики, обычно проходили в Москве. Безусловно, основной конфессией у нас и тогда выступала РПЦ.
Кардинал Латвии Юлиан Вайводс (даты его жизни 1895–1990), еще в 1983г. назначенный Иоанном Павлом II, однажды о. Матулису на одной из таких конференций сказал: «наверно, Папа захотел – вместе с «Солидарнощь» в Польше – и меня при старости сделать тем троянским конем, который войдет в Московский Кремль»… Позже сам о. Матулис мне пересказал эту пикантную историю с кардиналом… Были и другие истории… Лишь со временем понял, что «история с кардиналом» могла быть и неким намеком на скорый развал Союза, на новую независимость Прибалтики…
Еще хорошо помню визитации архиепископа Яна Матулиса в сентябре 1984г. Они ранней осенью тогда проходили в Лифляндии, в волости Нитауре, в самом конце сентября и в Курляндии, в городе Талсы, где о. Матулис до своего архиепископства, т. е. до 1969г., служил пастором. Но были и вещи, о которых я узнавал только после ухода Архиепископа в вечность, после августа 1985 года. Я узнал и о самых близких родственниках своего духовника.

Оказалось, судьба Петра и Йете – родителей Яна Матулиса – сложилась довольно трагичной. После возвращения из Калуги в Латвию, которая в 1918г. стало независимой, отец Яна Матулиса Петр занимался частным хозяйством, имел землю. Позже он работал в управлении волости Крапе. И так прошли 20-е и 30-е годы независимости Прибалтики. Но в июне 1940г., после пакта Молотова-Рибентропа, в Латвию вошли советские войска. Через год, тоже в июне – перед началом Второй мировой – по всей Прибалтике проходили сталинские депортации. Многие семьи эстонцев, латышей и литовцев, т. н. «враждебные советской власти элементы», были депортированы в Сибирь и другие просторы большого СССР. Только из Латвии тогда было вывезено 32895 человек. Как правило, мужей отделяли от жен, более взрослых детей и от матерей. Петр Матулис умер в лагере 22 ноября 1942г. где-то под Вяткой. Его жена Йете выжила до 19 февраля 1947г. Она умерла в Ачинске-Абакаме, примерно 300 км от Красноярска. – Matule M. Mans brālis // Sējējs un pļauja. Arhibīskapa Dr. Jāņa Matuļa piemiņai. 15-17. lpp.

История семьи Матулисов, как и истории многих семьей в трагическом ХХ веке, – не только людей из Прибалтики, но и многих русских людей любой конфессии, – указывает нам на следующее: как мне кажется, люди объединяются тогда, когда им действительно плохо. И второе. История учит нас посредством ярких, трагических примеров прошлого. Тем самым, она призывает и нас не к раздроблению, а к единению. Во всяком случае, и к диалогу с другими христианами… Я убежден, новый, освященный храм в Калуге должен служить этому делу. Делу единства лютеран между собою, делу диалога со всеми верующими во Христа.

В конце этих размышлений (их можно назвать и неким отчетом) хочу поблагодарить всех за молитвы и добрые дела в пользу духовного содружества. Пусть Господь охраняет верующих в Калуге! Хочется пожелать нашему брату Дмитрию, его родным и близким, всяческих успехов и в Новом 2010 году.
Также хочу поблагодарить за труды прелата Константина Андреева – за организацию Литургии в Калуге. За координацию сотрудничества и совместного служения – Викария, пастора Игоря Князева.
Хочу завершить одной мыслью из Писания:

«Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст 3:11).

Ваш
+ Йозеф Барон
Архиепископ Т,
апостольский визитатор

С.-Петербург, январь 2010г.