Приходиться признать, что общество становиться все более светским. Церковь за последнее тысячелетие потеряло свое монополие на государственное управление и культуру. Мораль и этика тоже становятся понятиями все более светскими.
По мнению исследователей библейские сюжеты встречались в живописи в XI веке 97% произведений, в XV веке - 60%, а уже в ХХ только в 5%. Интерес к религии неукоснительно снижается в процессе более сложного устройства общества.
Общественное порицание или даже диктатура закона становятся на защиту большего числа библейских заповедей, при этом не называя их таковыми. На этом этапе своего развития общество готово сформировать свой запрос к Церкви не на уровне нравственных учений, а на уровне духовного развития индивидуума.
Духовенство еще не осознало изменения произошедшие в общественном сознании и продолжает использовать агрессивные способы прямой рекламы и массового евангелизма, что бы наполнить людьми храмы.
Только небольшое число экуменистически настроенных священнослужителей поймали волну перемен связанных с процессом глобализации. При этом центробежные процессы в церкви ( особенно в протестантизме) разрывают их на деноминации, порою искусственно привнося различия в учения: о церкви, Христе и спасении.
Отсюда возникают вопросы: Почему религия становиться мене популярной в обществе? Готова ли церковь к реформам? Нужны ли они ей? Несет ли идея экуменизма угрозу или она объединяет верующих, сглаживая искусственные разделительные барьеры?