31 октября 1517 года монах и учитель богословия Мартин Лютер вывесил на воротах церкви в саксонском городе Виттенберге свое сочинение, позднее получившее известность как «95 тезисов».
Это отправной пункт Реформации. А дальше вопросы, вопросы, вопросы…Вешал на церковные ворота или только отправил свои тезисы для ознакомления архиепископу Альбрехту Бранденбургскому? Желал радикальной церковной реформы или всего лишь дискуссии в среде священнослужителей? Был ли в итоге разочарован последствиями Реформации или почил, как говорится, с чувством выполненного долга?
Всем этим вопросам нет числа. Спорят над ними и религиоведы, и церковные историографы, и обычные прихожане.
Но мне кажется, что Лютер, как божий человек и творческая личность, просто не мог не написать и не обнародовать это сочинение. Как не может поэт не сочинять стихов, как художник не писать картин. Отберите у них бумагу, холсты, чернила и краски и они продолжат творить с помощью огрызка карандаша и клочков газеты. Или посадите пророка в темницу, и он станет взывать и оттуда.
И Мартин Лютер был таким! Он не мог молчать! Он жаждал и обсуждения, и церковной реформы! И он этого добился!
Но, что сейчас, спустя более чем 500 лет? Пришли ли мы к тому к чему нас вели такие реформаторы как Лютер, Цвингли, Кальвин или Менно Симонс?
Мне вспоминается история богоизбранного народа, который на протяжении 40 лет совершал переход из страны рабства в Землю Обетованную, в Ханаан. Конечно, кому-то такой многолетний переход кажется подозрительно нереальным. Где там четыре десятилетия можно было бродить, если сейчас из Египта в Израиль на автомобиле доезжают за пол дня? – скажут они. Но мы то знаем, что долгое время нужно было для того, чтобы успело родиться новое поколение людей, не знающих рабства и не приемлющих идолослужения.
Так может и наше реформационное движение, начавшийся в далеком 1517 году – это тоже путь в Землю Обетованную, в свой христианский рай, на встречу к Богу? А 500 лет – это время для рождения новых людей, не знающих зла, похотей, войн и всего другого, что противно Богу?
Хочется верить, что всё так и есть. Что мы на пути к Богу. Что мы потихоньку, год от года, очищаемся, становимся всё лучше и лучше, чтобы те из нас кто войдет в божьи обители, были готовы.
И если представлять Реформацию так, как путь к Богу, тогда уже нет ни смысла, ни желания ныть о тяжести и длине перехода. Главное, что мы идем. И нужно только время от времени сверяться с компасом Божьего слова, заряжаться энергией Святого Духа и идти, идти по направлению к нашему христианскому Ханаану.
В этот День Реформации я хочу поздравить всех идущих, всех кто ревностно и терпеливо совершает свое путешествие к Богу! Давайте идти вместе, с радостью и песнями, с молитвами и богослужениями, подбадривая и увещевая друг друга на этом пути!
Ваш архиепископ и товарищ на пути к Богу, Александр Франц